Статистика |
|
|
Онлайн всего: 3 Гостей: 3 Пользователей: 0 | |
|
Главная » 2009 » Декабрь » 28 » Атомщики отстегнут на 30-километровую зону один процент
11:31 Атомщики отстегнут на 30-километровую зону один процент |
Владимир ОМЕЛЬЯНОВИЧ
После печально известной аварии на Чернобыльской АЭС в нашем
лексиконе появилось такое понятие как «30-километровая зона». Причем относился
этот оборот не только к аварийной ЧАЭС, но и ко всем остальным атомным
станциям. Что же это за зона такая?
Для ЧАЭС она означала, что на площади, очерченной радиусом 30 километров,
образовался уровень радиоактивного загрязнения, несовместимый с возможностью
проживания людей без получения опасных доз облучения.
А образовалась эта зона именно таких размеров с учетом разрушения
реактора, количества выброшенных в окружающую среду радиоактивных веществ,
погодных условий, рельефа и особенностей конкретной местности близ Чернобыля. И
это совсем не означает, что в других подобных случаях (не приведи, Господи,
конечно!) и при других условиях зараженная зона будет обладать точно таким же
радиусом. Она может и большей, и меньшей. Тем не менее, мировая практика
имеет в качестве образца одну зону –
Чернобыльскую и руководствуется пока ею. Конкретно для остальных АЭС
30-километровая зона вокруг них считается зоной наблюдения – прежде всего, за
радиоактивным фоном. И дай Бог, чтобы дело ограничилось только этим.
Тем не менее, люди, живущие в таких зонах (и, в частности,
вокруг Запорожской АЭС) и наученные горьким опытом жителей, проживавших в свое
время вокруг ЧАЭС, встревожены опасной близостью к атомной станции и хотели бы
иметь какие-то гарантии безопасности. Или, по крайней мере, повышенные
стандарты социальной защиты за потенциальный риск.
В прошлые годы в нашем городе время от времени проводились
акции с такими требованиями. Проводились они, очевидно, и вблизи других АЭС,
ибо еще тогда центральные власти пообещали принять соответствующий закон.
Время шло, во властных коридорах появились новые лица, но,
похоже, у них до нас руки не доходили – все время уходило на внутренние
разборки, выяснение вопроса «Кто в стольном граде главнее?», а остаток
нерастраченного пыла – на латание бесконечных дыр.
Но вот, кажется, лед тронулся. По сообщению ведомственного
издания ЗАЭС - газеты «Энергия» - ещё 17
ноября Верховная Рада преодолела вето Президента (дошло даже до этого!) и
приняла-таки Закон, «касающийся упорядочения вопросов социальной защиты
населения, которое проживает в зонах наблюдения предприятий по добыче урановых
руд, ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с ядерными
отходами».
Этим законом (он вступает в силу с 1 января 2010 года)
предусматривается финансирование мероприятий социально-экономической
компенсации риска населению, проживающему на территории зоны наблюдения,
посредством специального фонда Государственного бюджета за счет средств,
которые поступают от предприятий атомной энергетики. Объем таких отчислений
определен в размере одного процента от объема средств, полученных
эксплуатирующей организацией от реализации выработанной электроэнергии по
результатам работы за конкретный период.
Средства будут поступать в областные советы в виде
субвенций, а затем распределяться по территориям в следующей пропорции: 30% на
общие нужды области, 55% - на нужды территориальных громад в зоне наблюдения
АЭС и 15% - на территорию, где расположен ядерный объект.
Отпуск электроэнергии населению зон наблюдения будет
осуществляться по 70-процентному (от общего по стране) тарифу.
Конечно, хотелось бы знать реальную цену этого самого
причитающегося процента, и то, сколько же достанется Никополю. К сожалению,
точно пока сказать не можем.
Рискнем заняться собственными подсчетами. Итак, ЗАЭС за год
вырабатывает около 40 млрд. киловатт-часов электроэнергии. Отпускной цены ее мы
не знаем. Естественно, она меньше той, по которой реализуется населению и
предприятиям. Мы, как «зональники», платим за один киловатт-час округленно 17
коп. Допустим, что отпускная цена для ЗАЭС – 10 коп. Тогда за год ЗАЭС получает
4 млрд. грн. Один процент от этой суммы составит 40 млн. грн. В итоге на
30-километровую зону отстегнут 55% - 22 млн. грн. Проживает в 56 населенных
пунктах зоны наблюдения ЗАЭС где-то 350 тыс. человек. То есть на человека в год
придется примерно по 60 грн. Но, повторяю, это расчет без точной отпускной цены
на электроэнергию ЗАЭС.
НАША СПРАВКА
ЗАЭС производит около 50% электроэнергии, вырабатываемой
украинскими атомными станциями. Со дня пуска 1-го энергоблока ровно 25 лет
назад ЗАЭС выработала более 759 млрд кВтч электроэнергии. Этого достаточно,
чтобы обеспечить не одну страну на протяжении многих лет. Проектный срок
эксплуатации энергоблоков – 30 лет, и он
истекает в 2014 году для первого блока, в 2015
– для второго, в 2016 – для третьего, в 2017– для четвертого, в 2019 –
для пятого. В 30 странах мира функционирует 440 ядерных реакторов, из которых
104 в США, 59 – во Франции, 31 – в России, 19- в Германии. Украина с 15
действующими ядерными реакторами занимает 10-е место по их количеству. Сегодня
в разных странах строят реакторы, в том числе в Индии, России, Китае, Японии. В
2050 году прогнозируют увеличение мощностей атомной энергетики. Для того чтобы
атомная энергетика Украины полностью соответствовала современным требованиям и
обеспечивала энергетическую независимость нашей страны, необходимо затратить 15
млрд. долларов. Ученый и специалисты считают, что необходимо, в частности,
ввести в эксплуатацию 11-12 новых блоков.
О льготах. Во Франции, где построено 59 блоков АЭС, как,
наверное, и в других странах, люди, проживающие возле АЭС, получают
определенную "плату за страх" жить рядом с ядерным монстром. Это
строительство дорог, школ, льготные тарифы на электроэнергию, тепло для домов
по льготным тарифам и прочее. В той же Франции имеется специальный центр по
ликвидации возможных аварий со своими поездами, самолетами и автобусами. Весь
транспорт снабжен и необходимым количеством дозиметров, и средствами по
дезактивации. Об этом информированы жители населенных пунктов вокруг АЭС.
Действующее украинское законодательство (в частности, принятый
в 1995 г.
Закон Украины "Об использовании ядерной энергии и радиационной
безопасности") уже закрепляло право населения территорий, где размещены
энергоблоки АЭС, на социально-экономическую компенсацию риска их деятельности.
Закон предусматирвал как минимум 4 формы компенсаций. Но до 2006 г.
реализованной оставалась лишь такая форма компенсаций, как использование для строительства объектов
социального назначения, части средств, которые инвестируются в строительство
установок и объектов. Так, в ходе строительства АЭС в городах-спутниках
сооружались социальные объекты и осуществлялось развитие инфраструктуры
территорий в соответствии с утвержденным титулом. Вопрос же об установлении
льготного режима энергопотребления не был решен полностью (применялась лишь
30%-ная скидка на тариф для населения). А вот жители Энергодара и
Каменско-Днепровского района, участвовавшие в строительстве ЗАЭС, имеют ряд
преференций и льгот, о каких мы можем только мечтать.
Если верить директору ЗАЭС В. Тищенко, то у наших соседей –
россиян нет государственного закона, предусматривающего льготы населению,
проживающему в зоне наблюдения АЭС, потому что атомные станции не считаются там
опасными объектами. Эти вопросы решаются на местном уровне и за счет местных
бюджетов. Однако и у россиян в принятии такого закона лед тронулся весной этого
года.
|
Просмотров: 1957 |
Добавил: Roves
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|