Вторник, 23.04.2024, 09:16
Газета Нико Поль
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Какая тема вас интересует в первую очередь?
Всего ответов: 819
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2009 » Декабрь » 14 » Городской голова Сергей Старун: “Угождать кому-то – нет смысла”
14:15
Городской голова Сергей Старун: “Угождать кому-то – нет смысла”
Елена ЩЕРБОВА

В преддверии Дня местного самоуправления мы попросили городского голову Сергея Старуна ответить на некоторые вопросы, касающиеся как самого праздника, так и деятельности органов местного самоуправления. В ходе пресс-конференции мэр ответил и на другие злободневные вопросы журналистов…  
–Начиная с 1990 года, 7 декабря в Украине отмечается День местного самоуправления. Ваше отношение к этому празднику?
– Может это будет необычный ответ, но мое субъективное мнение таково: я не против этого праздника, но в то же время не совсем понимаю и не совсем одобрительно отношусь к профессиональным праздникам. Когда вы выезжаете за пределы Украины, то вряд ли столкнетесь с тем, что где-то еще празднуют День строителя, День учителя, День медицинского работника, День полицейского и т. д. и т. п. Для жителей всего зарубежья это не понятно. Откуда у нас эти праздники? Традиция, привычка, которая привела к тому, что у нас всех этих так называемых "профессиональных” праздников - уже несметное количество. Кому-то они даже нравятся (конечно, ведь есть законный повод выпить и погулять!), но оставляют ли они какой-то положительный след в обществе или профессиональной деятельности? Думаю, никакого. Но я - в системе, праздник есть праздник, поэтому мы его отмечаем, стараясь подать его под ракурсом оценки своей деятельности.  
– Достаточно ли, по Вашему мнению,  развито в Украине местное самоуправление?
– Мы пошли по пути строительства системы власти, развития местного самоуправления, уже отработанному во всем мире. Признали европейскую Хартию и закон соответствующий приняли, но мне кажется, наш путь все же отличается своими особенностями. Так как надо, Закон не работает и не дает возможности реализовать те ожидания людей, которые фактически заложены в этом документе. На протяжении нескольких лет мы только и слышим о том, что нужно совершенствовать, нужно развивать местное самоуправление, нужно что-то менять в этом Законе. В общем, разговоров много, и я считаю, что они абсолютно правильные. Но конкретных дел как не было, так и нет. Сейчас, в период предвыборной президентской кампании, - очередной виток этих разговоров, которые являются элементом конкурентной борьбы за президентское кресло. Эта карта под названием "местное самоуправление” разыгрывается сегодняшними кандидатами в гаранты страны: «Выберите меня - и я дам больше полномочий территориям!», – обещают они. И это правильно, потому что люди ждут изменений и преобразований на местах, а сделать это без определенного инструмента, без полномочий невозможно. Но только на моей памяти подобных обещаний было сделано несколько, но, к сожалению, ни одно из них не было выполнено. Остается только надеяться, что все-таки у кого-то хватит мужества сдержать слово. Поэтому пока без определенной нотки грусти о местном самоуправлении говорить нельзя. Однако, работая в таких условиях, мы приобрели опыт, набрались знаний, проявляем творчество (может быть, иногда необузданное), достаточную инициативу, но во многих вопросах мы просто упираемся "лбом в стенку”, бьемся как рыба об лед, а желаемого результата нет. Тем не менее, и это не моя вина, сегодня некоторые люди смотрят на органы местного самоуправления еще как на горком партии. Когда это изменится? Надеюсь, что с поколениями мировоззрение в обществе будет меняться. Но сейчас - непростой период, я его называю "периодом созревания” местного самоуправления и, безусловно, периодом испытания для органов местной власти. Если мы выдержим эти испытания, то будет очень здорово. Но опасные нотки в нашем государстве иногда звучат: местное самоуправление не всем по душе. Почему-то хотят вернуться к системе вертикали власти, к некоторым вещам, которые абсолютно противоречат самой идеологии местного самоуправления. А в саму систему самоуправления я искренне верю, потому что за годы работы в должности городского головы много чего видел, изучал, сравнивал - и альтернативы не вижу. Если, конечно, общество хочет жить нормально.  
– Один из ваших коллег, мэр одного из городов Херсонской области, сказал, что очень часто самоуправление превращается в самоуправство. Чтобы вы могли бы сказать по этому поводу?
– Полностью согласен. А что нужно, чтобы этого не происходило? Да чтобы в органы местного самоуправления не попадали случайные люди. Случайные в том плане, что они не понимают, что такое органы местного самоуправления, но через призму своего личного восприятия власти начинают реализовывать эти полномочия. Второе. Надо немедленно заняться совершенствованием законодательства, чтобы оно было более четким и не позволяло трактовать по-своему на местах некоторые вопросы. И третье, к работе в органах власти нельзя допускать "случайно” (кстати, элемент выборов вносит случайный характер, и в этом есть определенный риск). Кстати, эта модель принята во всем мире, во власть надо приходить не только профессионально подготовленным, но еще и морально зрелым. С этим есть в Украине проблема. К сожалению, через систему выборов к власти иногда приходят люди не готовые ни морально, ни профессионально перенести испытание этой самой властью. Все эти факторы и проводят к самоуправству, потому что нет ограничителя.  
– Из ваших слов можно сделать вывод, что хорошо было бы создать институт, который бы готовил чиновников в органы местного самоуправления.
– Для чиновников мы планируем создать систему доподготовки (мы не можем переподготавливать их, у нас для этого нет ни времени, ни ресурсов). Но для тех, кто попадает на конкурсной основе на работу в органы местного самоуправления, должна быть какая-то программа доподготовки, потому что знания, полученные в школе или вузе, которые, в основном, не выдерживают никакой критики, не позволяют человеку эффективно работать с первого трудового дня. К примеру, кто сегодня может эффективно управлять домом, когда мы полностью меняем модель, уходим от советского ЖЭКа к новой модели обслуживания жилья? Мы нанимаем фирмы, и никто не задал вопрос: а кто в этой фирме, как менеджер, способен понимать эту сферу "оказания услуг по обслуживанию жилья”? Каждый ее понимает по-своему и "чудит” как может. Поэтому для того чтобы можно было на рынке труда выбрать исполнителя этих услуг, чтобы они понимали, что нужно людям, проживающим в многоквартирном доме, мною поручено проработать возможность создания группы преподавателей из наших местных вузов, которая будет заниматься подготовкой данных специалистов. Надеемся, что получим понимание и поддержку. Но, к сожалению, этот проект может реализоваться только в том случае, если будет добрая воля.  
– Почему "к сожалению”?
– Потому что, как правило, многие проекты в мире работают именно по доброй воле. Там просто более развитое гражданское общество, и когда кто-то предлагает "это нам надо”, то все естественно говорят: да, нам надо, и мы готовы в этом участвовать. У нас же когда ни скажи "нам это надо”, в ответ услышишь: дык, вам надо – вы и делайте. Вот почему говорю, что "к сожалению”. Потому что механизма принуждения нет, а добрая воля отсутствует априори.  
– Сейчас практически все кандидаты в Президенты страны очень охотно говорят о местном самоуправлении, обещая перераспределить полномочия и денежные потоки между центральной и местной властью. Как вы, как городской голова, видите пути развития местного самоуправления в Украине в ближайшие годы, может быть, используя опыт, приобретенный в Европе?
– Да, сегодня снова активно заговорили о местном самоуправлении. Но я отношусь к этому спокойно, потому что не верю на сто процентов, что это - реальный диалог. Это скорее в какой-то степени пиар-технология. Ведь местное самоуправление в Украине занимает в общественной практике достаточно большую часть и имеет немалое влияние на территории, в данном случае, на избирателей. Поэтому заинтересовать выгодной перспективой, пообещать и сделать сторонниками того или иного кандидата - вот та главная цель, которая преследуется в данном случае. Хочется думать, что политики перестанут быть обыкновенными лгунами (перед каждыми выборами все обещается, а после выборов напрочь все забывается). Хочется верить, что страна уже дожила до такого уровня политического сознания и политической ответственности, что, все-таки пообещав, хоть что-нибудь - но будет выполняться. Стыдно и парадоксально отмечать тот факт, что явление "сказать и не сделать” сегодня становится массовым в украинской политике, и к нему абсолютно все спокойно относятся. Мое личное мнение таково: это не вина политиков, они ведут себя адекватно состоянию общества. Это мы - такие, это мы с вами не даем им оценки, поэтому не надо кого-то обвинять или делить ответственность, надо начинать каждому с себя и посмотреть: а чего мы сами стоим, а как мы себя ведем и относимся к этому, какую мы реакцию проявляем? И тогда станет понятно, почему у нас «на выходе» такие результаты. Что касается второй части вопроса, то я вижу два пути дальнейшего развития местного самоуправления. Первое, это все-таки выполнить хотя бы то, что записано в Конституции и Законе о местном самоуправлении, ведь многие нормы, как я уже говорил, не работают. И второе: есть разумные предложения, которые витают в воздухе уже не первый год, об изменении, прежде всего, самого Закона о местном самоуправлении, вот их и надо принимать! Они бы улучшили развитие. Это касается и распределения полномочий между центром и территориями, и правильного формирования бюджета – это фундаментальные вопросы, решение которых позволило бы местному самоуправлению быть другим, более эффективным. Ну и есть ещё ряд других, более мелких вопросов. К примеру, повсеместно по Украине существует конфликтность между мэрами и городскими советами. И конфликт этот заложен изначально в несовершенстве законодательства, потому что мэра избирает территориальная громада, а в отставку его может отправить городской совет. Нигде в мире такого нет, это - нонсенс. Многое, увы, требует уточнения, усовершенствования. Эти «узкие места» все знают, их абсолютно грамотно комментируют, действительно делают правильные выводы и обещают исправить, но… ничего не меняется. А мы все ждем, когда же и кто это сделает? Все это даст возможность развиваться и приблизиться, наконец-то, к тем стандартам, которые существуют в Европе. Я вообще удивляюсь, зачем нам изобретать велосипед? Местному самоуправлению сотни лет. Шведы гордятся, что их демократии, а одновременно и самоуправлению, пятьсот лет. Можно поехать, посмотреть и взять для себя то, что нам подходит, у других – другое скопируйте, найдите в себе мужество сказать, что это нужно не мне, а людям, и пусть оно работает в интересах всех и каждого. Да, может быть, не скажут "спасибо”, но жизнь будет другой. В этом я убежден абсолютно.
– Окажутся ли принятые изменения в Закон о самоуправлении дееспособными на практике?
– Мне трудно ответить на это вопрос. Вы без меня знаете, что у нас делается в законодательстве. Одни на всю Украину обсуждают проблему, почему не выполняются нормы Конституции, другие отмечают тот факт, что у нас одни законы противоречат другим. Все знают об этой правовой неразберихе, но кто взялся за то, чтобы это все состыковать, как-то урегулировать и навести прядок? Чтобы не страдали ни органы власти, ни люди в целом, ведь по законам надо жить. Сам же закон – не инструмент противостояния или доказательств своей правоты в делах или в жизни, закон надо всем выполнять, это норма жизни. Поэтому он должен быть понятен всем и одинаков для всех. Поэтому того, будет ли новый закон работать – не знаю, но риск того, что он "наступит на те же грабли”, существует.  
– Скажите, с вашей точки зрения, у нас есть прогрессивные кандидаты в Президенты, которым можно поверить, что они что-то сделают для страны и из какой они команды - "новичков” или "старичков”?
– Знаете, я всегда был и остаюсь сторонником чего-то нового и прогрессивного, но за последние годы меня, особенно в профессиональной деятельности, жизнь все-таки заставила не быть сторонником каких-то крайних взглядов. Я пришел к таким понятиям, как толерантность, совместимость, умеренность и сочетаемость. Поэтому здесь трудно сказать, что однозначно лучше: "старое и опытное” или "новое и прогрессивное”. Наверное, сочетание того и другого. Но мы должны оценивать кандидатов по профессиональным качествам. Безусловно, сегодня - один в поле не воин, и надо понимать, что даже передовые взгляды и хорошие идеи должны быть поддержаны командным принципом. Сегодня все-таки надо уметь показать, что твои взгляды и идеи носят прагматичный и реалистичный характер, а не только виртуальный, но который «просто нравится». Уметь разобраться в этом – очень сложная задача, но пока мы это не сделаем, у нас всегда будет риск неправильного выбора. По большому счету, лично я больше склоняюсь к современным, молодым и перспективным, т. е. к тем, кто больше показывает способность жить и созидать в завтрашнем дне, для меня это более приемлемо.  
– Какая сегодня финансовая основа деятельности органов местного самоуправления в нашем городе?
– В принципе местное самоуправление основывается на трех китах: бюджет, недвижимость и земля – вот три составляющие, имеющие отношение к финансам. Уметь правильно формировать бюджет, иметь достаточные средства и научиться их разумно распределять – это и есть основа благополучия города.  
– Можете ли вы уже сейчас сделать анализ деятельности органов местного самоуправления в Никополе за 2009 год?
– Нет, не могу. Как правило, мы подводим итоги в январе-феврале. Могу сказать одно: стабильным этот год не был, в том числе и в финансовом плане. Причем законодательство выписано так, что позволяет правительству «в ручном режиме» управлять не своими деньгами, а местными бюджетами (а это ресурс территориальной громады, и правительство к нему не имеет никакого отношения!). Но в этом году, к примеру, на неделю-две блокировались все местные счета. Только вдумайтесь, в какой стране это было бы нормально воспринято? Да ни в одной! А мы две недели ничего не могли заплатить, ждали, когда же наши счета разблокируют. Это что за правила и отношения между ветвями власти? Но факт - налицо. Такие вещи не способствуют качеству работы, все это выбивает из колеи и, к сожалению, это не единственная причина, которая относится к разряду помех. Пока говорить о результатах за год рановато, но уже стало доброй традицией, что мы каждый год подводим итоги, и я отчитываюсь перед никопольчанами о проделанной работе. Но иногда неправильное, на мой взгляд, отношение к жизни мешает нам продвигаться вперед. Приведу пример. Мы проводим немалую воспитательную и организаторскую работу для того, чтобы поддерживать порядок в частном секторе. Спасибо председателям квартальных комитетов - они много усилий тратят для выполнения этой задачи. Но вот столкнулись с тем, что кто-то выбросил мусор там, где этого делать нельзя. Определяют – кто это сдедал, приходят к нему домой и говорят: «Ты же совесть имей!..» Как вы думаете, что квартальному отвечают? Вы улыбаетесь, а я могу сказать: покрывают матом и выгоняют со двора. Это что - показатель нормального уровня культуры или механизм, при котором территория может жить нормально? Думаю, что нет. Надо понять, что все мы - субъекты этой жизни, и у каждого из нас есть и ответственность, и обязанность. Приведу другой пример, который я привез недавно из поездки делегации мэров десяти городов в швейцарский город Цюрих. На одном предприятии, которое имеет вредные выбросы, мы задали вопрос: кто контролирует его деятельность? Оказалось, что есть муниципальная служба, сотрудники которой периодически приходят и проверяют, все ли нормально и правильно делается в этой фирме. Ну, мы со своей ментальностью, знаете, какой вопрос первым задали: «а если этого сотрудника не пустят?» У нас же это - сплошь и рядом. Нам отвечают: «Ну, предположим, не пустят… Только если этот специалист пришел и выявил нарушения, будет выписан один штраф, а если его не пустят, то через десять минут здесь будет полиция, они все равно зайдут, но тогда штраф будет совершенно другой!» Вот как устроена там система: есть четкие правила, все их знают и придерживаются. Было бы хорошо, если бы и у нас каждый нес ответственность за реализацию своих полномочий и за выполнение своих обязательств. Да, у органов местного самоуправления есть свои полномочия, но и житель того же частного сектора не должен делать вид, что ничего не знает и вообще живет не здесь и даже не на этой планете. Он тоже должен хорошо знать, что он обязан следовать определенным правилам и знать, что его ожидает за их невыполнение. Не надо бояться кого-то или чего-то, надо просто уважать закон, чтобы законы были внятно прописаны, а наша внутренняя культура и воспитание с самого рождения внушили нам, что закон - это ЗАКОН! А не так как сейчас: закон – это для вас, а я пойду и договорюсь.  
– Да, наше законодательство пока далеко от совершенства. А вот вы, как представитель органов местного самоуправления, как  считаете: чтобы добиться успеха, нужно слепо придерживаться буквы закона или "где-то что-то обойти” в интересах людей?
– Когда говорят "целесообразно сделать благо людям, но для этого надо обойти закон” – это удобная ширма для сомнительных делишек. Надо закон выписывать так, чтобы его все читали, и было понятно: то, что будем делать – это для людей. А обходить закон не надо, потому что кто-то обойдет его с одной стороны, кто-то - с другой, а кто-то - вообще перескочит. И все будут говорить, что "это для людей”. Тогда зачем вообще писать закон? Но я вам скажу более того, чтобы не было иллюзий. В большинстве случаев за фразой "это - для людей” НИКОГДА интересы людей не преследуются. А учитывая то, что наше законодательство часто несовершенно, мы нередко идем по грани, не нарушая закон, но - в рамках этого закона (т. к. он "плавающий”) не боимся взять на себя больше ответственности.  
– Вы являетесь приверженцем политики создания кондоминиумов. Изучая зарубежный опыт, вы не изменили своего мнения на этот счет?
– Поляки провели такую, как у нас, приватизацию, но - за 5% стоимости жилья. Мы сделали по-своему, но это же не объяснить никому: взять многоквартирный дом - и дать право людям бесплатно приватизировать квартиры! Найдите еще хоть одну страну, где приватизацию провели бесплатно! При этом абсолютно ничего не сказали, что делать с подвалами, чердаками и лестничными клетками многоэтажек. Вы знаете мою политику о необходимости создания кондоминиумов, я ее часто комментирую, но как она туговато идет. И это только один вопрос, а их - много. Когда начинаешь сравнивать, что есть у нас и как такой же вопрос решается там, за границей, то волей-неволей задаешь вопрос: ПОЧЕМУ? Может у нас все правильно, а у них неправильно, но тогда смотришь, что, же мы имеем на выходе. У нас: одни проблемы, не получается, не идет, не нравится… Там: все четко работает, все хорошо, все довольны. Какой вывод можно сделать? Вопрос - риторический. Что касается создания ОСМД, то я руководствуюсь своей внутренней верой в то, чем занимаюсь. Я верю в то, что все многоэтажные дома будут у людей, считаю, что это - перспективный и самый оптимальный вариант. Только мы должны горожанам подсказать, помочь, научить, и будет все замечательно. Представьте: в «банковской столице мира» Цюрихе - 380 тысяч населения, и муниципалитет с их колоссальным бюджетом не имеет на балансе ни одного жилого дома, и ни одного квадратного метра за бюджетные деньги там не строят. Вот так!  
– Но общежития, которые нам остались от советской системы,  надо реконструировать?
– Да, это наша мечта. Другой вопрос, что эти общежития может купить какой-то инвестор, сделать из них нормальное комфортабельное жилье. Или можно создать нормальный Бюджетный кодекс, чтобы мы имели возможность сформировать нормальный городской бюджет, и тогда у нас будет ресурс. Но мы не будем строить комфортабельное жилье (это не наша задача), муниципалитет всегда делал предметом своей заботы только определенную часть населения, как это принято во всем мире. Ту социальную часть, которая не имеет возможности самим о себе позаботиться. Поэтому у меня есть идея переоборудовать бывшие «общаги» в социальное жилье для тех, кто, никогда себе жилья не купит. Но они не будут там бесплатно жить, мы должны понять, что бесплатного никогда ничего нет и не может быть, потому что это - разрушающее понятие. Но в зависимости от своих доходов, они будут платить определенную часть от реальной стоимости. Я вижу для социального жилья такую перспективу: если мы реконструируем общежития за бюджетные деньги, городской совет примет решение о том, какую социальную группу туда вселять и по каким правилам, они будут платить какой-то процент за жилье, остальное – оплатит бюджет. Это будет социально ориентированная политика местной власти. А вот просто раздать, и когда его уничтожат, да еще придут к нам с претензиями "у нас все поломано”, то что тут можно сказать? Поэтому мне кажется, что к этой проблеме надо подходить комплексно, не лениться, заниматься проблемами финансирования и воспитания. Другого выхода нет. Потому что эта мнимая забота о людях типа "ой, ой, ой, бедненькие!” – это не социальная политика, это политика угодничества, чтобы человек или часть граждан стали более лояльны. Но угодив один раз одному, можно угробить всю систему, завтрашний день. Уверен, что угождать кому-то нет смысла, нужно придумать системный подход для решения проблемы. А то найдут одного несчастного нищего, одарят, а другим что делать? Вот мы сейчас реализовали программу и открыли пункт временного пребывания для людей без определенного места жительства. Да, это только - на зимний период, да, там ограниченные условия содержания, но те, кто испытывает проблемы, может прийти туда, поспать в тепле, поесть…         Вот это - социальная программа, а когда вместо этого мне предлагают угодничество, то я против! И считаю, что это ничего не дает. Да, это нравится отдельно взятым людям, они по этим подачкам оценивают власть, говоря: вы проиграете, если не будете использовать такие технологии. А я и не хочу! Я же не для себя выигрываю, я строю жизнь, я строю будущее: что заложу сегодня, то, дай Бог, хорошее останется для других. Вот это и будет мой вклад в завтрашнюю жизнь.
– Прокомментируйте, пожалуйста, заявление председателя Ассоциации теплотехнических кампаний Виталия Яковенко о том, что Никополь попал в пятерку городов Украины, которым с наибольшей вероятностью угрожает техногенная катастрофа в ЖКХ. Кстати, он же высказался в поддержку автономного отопления, за реализацию программы которого вас нередко критикуют.
– Как бы меня ни критиковали как мэра, я не отступаю от того, что делаю, потому что могу обосновать и доказать свою правоту не только теоретически, но и конкретными результатами. Что касается коммунальных сетей, то у нас есть водопроводные, канализационные и тепловые сети, из них две последние, я считаю, самые проблемные. Сети водоснабжения за последние годы нам удалось привести в удовлетворительное состояние. На мой взгляд, намного хуже складывается ситуация с канализационными коллекторами, но с теплом ситуация - тоже неважная. И сети, которые пролежали в земле 40-50 лет без капитальных ремонтов, а также учитывая технологию укладки советских времен и текущее обслуживание, в совокупности дали такой плачевный результат. Когда случается авария и трубы достают из земли, они иногда - как папиросная бумага, просто рассыпаются в руках. Зная это и просчитывая наперед возможные последствия, в том числе и реальность этой техногенной катастрофы, я и взялся за программу децентрализации отопления. Поэтому на сегодня, я убежден, техногенной катастрофы в плане теплоснабжения города БЫТЬ НЕ МОЖЕТ. И лишь потому, что мы в Никополе имеем очень высокий показатель установки индивидуального отопления. А с оставшимися тепловыми сетями и с их нагрузкой, а также благодаря своей профессиональной подготовке и опыту работы, я вас уверяю, сотрудники предприятия "Никопольтеплоэнерго” справятся. И мы это доказывали неоднократно. Но вот что делать дальше, когда соответствующего отношения к проблемам ЖКХ со стороны государства нет, а ситуация с каждым годом ухудшается? Нужны колоссальные финансовые вложения и модернизация центральной системы, а если их нет, то тогда нужно доводить до конца установку автономного отопления. И тогда вопрос будет решен.

*  *   *
В заключение Сергей Старун пожелал всем, кто работает в органах местного самоуправления и тем, кто живет в городе, все-таки верить в то, что в скором будущем наша никопольская территориальная громада увидит результаты эффективного местного самоуправления.
– Я могу пожелать только веры, надежды, терпения, ну и, безусловно, всем нам продуктивной и эффективной работы! – заключил городской голова.
Просмотров: 1221 | Добавил: Roves | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Персональный сайт редактора
  • Новости Никополя
  • Партия регионов. Никополь. Официальный сайт
  • return_links(); ?>
    Василий Архипов © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz