До конца 2012 года
все потребители воды должны установить приборы учёта
Елена ЩЕРБОВА
«Никопольская правда»
Жители развитых стран
Запада уже давно привыкли к тому, что вытекающая из крана вода - это такой же
товар, как электроэнергия, тепло отопительных батарей, доступ к услугам
телефонной компании или сети Интернет. Поэтому каждый израсходованный или
пролитый впустую кубометр живительной влаги будет зафиксирован счётчиком, и
через некоторое время за него придётся заплатить.
В нашей стране за
долгие годы сформировалось отношение к воде как к неисчерпаемому и абсолютно
бесплатному ресурсу. Однако в последнее время ситуация несколько изменилась. С
переходом коммунального сектора экономики к рыночной модели ведения хозяйства вода
перестала быть «манной небесной» и превратилась в товар, имеющий свою цену.
Недавно Президент Украины озвучил информацию о том, что к
концу 2012 года все потребители коммунальных услуг должны перейти на расчёты с
поставляющими организациями согласно установленным приборам учёта. Это касается
и приборов учёта воды. Эта «новинка» на самом деле пройденный этап в развитых
странах мира, там потребители давно оплачивают полученные услуги не по виртуально
начисленным суммам «по каким-то нормам», а, как
говорится, по факту: сколько потребил, столько и заплати, что подтверждено
сертифицированным поверенным прибором учёта.
– Это требование мы ожидали давно, потому что отлично знаем,
что люди, которые не имеют в своём жилище прибора учёта, не всегда бережно
относятся к воде, которая подаётся к ним в дом, – комментирует заместитель
начальника Горводоканала Александр Полуботько. – Зачастую сантехника у них работает
плохо, и потери воды, которые несёт предприятие, ложатся тяжким бременем на Горводоканал,
потому что эти потери мы вынуждены возмещать производством новой воды и нести из-за
этого дополнительные затраты (электричества, реагентов и т.д.), а также непосредственно
на самих потребителей, так как эти потери увеличивают тариф.
– Каковы сейчас потери воды на вашем предприятии?
– На сегодняшний день «законные» потери от общего объёма
всей воды, которую производит Горводоканал, составляют 24,8%. На самом деле этот
процент намного выше (около 40%) и это объясняется как раз тем, что не все
абоненты имеют приборы учёта. Чтобы подтвердить данный факт, мы установили на
пяти многоэтажных домах общедомовые водомеры и в течение года сравнивали их
показания с теми начислениями, которые делали ранее. Благодаря этому нехитрому
эксперименту мы установили, что фактически количество воды расходуется больше
от 5 до 30%, чем до того, как были установлены водомеры. А значит, на тех
домах, где водомеры не установлены, мы несём убытки.
– Как же с этим бороться?
– Понимая всю важность учёта потреблённых услуг, Президент и
правительство предпринимают ряд мер для того, чтобы стабилизировать тарифную
политику через механизм уменьшения потерь (чем меньше затраты, тем меньше тариф).
И вообще, это общемировая практика, а мы, как известно, идём в Европу: сколько
взял, столько и заплати. Тогда можно предъявлять справедливые требования к
человеку, который воспользовался товаром и не заплатил за него. Это своего рода
хищение, ведь в магазине вам не дают товар бесплатно.
– Если все поставят водомеры, насколько уменьшится тариф на воду?
– Это невозможно посчитать заранее, но из опыта зарубежных
стран мы точно знаем, что минимизация потерь напрямую связана с уменьшением
тарифа.
– Сколько в Никополе уже установлено приборов учёта воды?
– На сегодняшний день в частном секторе процент установки
счётчиков 95%, в государственном секторе – около 60%. Но проблема состоит в
том, что мы не до конца требуем, а жители самостоятельно не выполняют закон о
периодической поверке приборов учёта. Абоненты категории «население» должны
поверять водомеры один раз в три года. Согласно закону, если прибор учёта
своевременно не прошёл поверку, то по нему производить начисления нельзя.
Контролирующие органы, когда приходят к нам с проверкой, всегда указывают на
то, что необходимо наладить механизм принуждения для нарушителей
законодательства для того, чтобы они выполняли его.
– Как вы можете их заставить выполнять закон, у вас есть рычаги
воздействия на нарушителей?
– Конечно, есть. К примеру, семья из четырёх человек,
которая живёт в квартире, где установлен водомер, тратит порядка 14-15
кубометров воды в месяц. Если счётчик не прошёл поверку, абонентов переводят на
расчёт по «норме», и получается, что платить им придётся в два раза больше. Это
и есть механизм принуждения. Он эффективен, правда, непонятно почему многие жители
Украины ждут, когда их именно принудительно заставят установить приборы учёта и
своевременно их поверять. Жители западных стран достаточно законопослушны, вот
и нам надо научиться выполнять закон, если он принят. Иначе, какой смысл
принимать законы, которые потом все будут игнорировать?!
– Давайте вернёмся к установке водомеров. Сейчас это необязательная
процедура?
– На сегодняшний день законодательство говорит о том, что
установка водомерных счётчиков необязательна, к тому же водомер устанавливается
за счёт абонента, потому что затраты на его установку не включены в тариф (как
в тариф за электроэнергию) и бюджетное финансирование для этого не
предусмотрено (как в системе газового хозяйства). Каким будет механизм по
установке водомеров дальше – пока неизвестно. То ли будет выделена
государственная субвенция на эти цели, то ли расходы на их установку будут заложены
в тариф, то ли люди сами установят счётчики до указанного срока.
– То есть снова законно-принудительный механизм по приведению в нормальное
экономическое русло взаимоотношений между поставщиками коммунальных услуг и
абонентами?!
– Может быть. К примеру, в России рассматривался вопрос, что
вода по водомеру будет стоить по одному тарифу, а без оного – до 2012 года в
два раза дороже, до 2014 года – в четыре раза дороже.
Кстати, есть мнение Президента, что тарифы по всей Украине
должны быть выровнены, одинаковые на одну и ту же услугу. Пока это вопрос
будущего. Но мы, как специалисты, всем советуем установить водомеры, так как абонент
тогда будет платить меньше. Конечно, если нет махинаций (прописан один, а
проживают пятеро, если не поливать водой из подвала придомовую территорию, если
в квартире отремонтирована сантехника и т.д.). Одно могу сказать, что если у
вас на протяжении месяца течёт вода из не закрытого крана или не работает туалетный
бачок, то в потери уходит 902 куба воды или 15 железнодорожных цистерн! А ведь
если относиться к воде по-хозяйски, то это реальная экономия водных ресурсов,
которых, как вы помните, уже осталось не так много.
Да, в настоящее время в мире наблюдается устойчивая
тенденция к сокращению количества чистой пресной воды, пригодной для питья,
санитарно-гигиенических нужд. Проблема перерастает из области ведения отдельных
стран в разряд глобальной. Правда, по-настоящему это начинаешь осознавать,
только когда лишаешься чего либо. Это касается даже самой обыкновенной воды.
Как мы себя чувствуем, когда в наших удобных квартирах случаются отключения
воды? Неуютно? Или, например, когда в жаркий день мучает жажда, а вокруг как
назло нет ни одного магазина, где можно купить прохладной «минералочки».
Некомфортно? А представьте, если в один прекрасный (вернее не прекрасный) день
так и будет, чистая вода станет настоящим дефицитом… Нет, лучше не представлять этого кошмара.
Лучше давайте экономить воду, и установка водомеров поможет нам стать более
экономными.
СОВЕТЫ В ТЕМУ:
В ближайшие годы стоимость всех коммунальных услуг, включая
и оплату за водоснабжение, будет только увеличиваться. Тем не менее, это совсем
не повод затягивать пояса потуже. Продуманное отношение к расходованию ресурсов
позволяет существенно снизить их потребление. А использование современных
бытовых приборов и сантехнического оборудования не только облегчает эту задачу,
но и создает дополнительный комфорт. Предлагаем нашим читателям девять несложных
способов, которые помогут экономно расходовать воду.
1. Почините или замените все протекающие краны. Неисправный
кран за сутки может «накапать» 30-200 литров воды! Старайтесь плотно закрывать
кран.
2. При выборе смесителей - отдайте предпочтение рычаговым.
Они быстрее смешивают воду, чем смесители с двумя кранами, а значит, меньше
уходит воды «впустую», когда вы подбираете оптимальную температуру воды.
3. На время, когда вы чистите зубы (бреетесь), выключайте
воду. Чтобы ополоснуть рот достаточно стакана с водой.
4. Из сливного бачка в унитаз может постоянно течь вода.
Из-за подобных протечек теряются десятки литров воды ежедневно. Старайтесь
следить за состоянием сантехники в своей квартире и вовремя устранять
неисправности.
5. По возможности приобретайте экономичную сантехнику:
например, унитаз с двумя режимами слива.
6. Используйте посудомоечную и стиральную машину только при
полной загрузке.
7. Не размораживайте продукты под струей воды из-под крана.
Лучше всего заранее переложить продукты из морозилки в холодильник.
8. Принимая душ, вы в 5-7 раз снижаете потребление воды по
сравнению с тем, когда вы принимаете ванну. Воды тратится меньше, если
использовать в душе экономичный рассеиватель с меньшим диаметром отверстий.
9. Установите насадки-распылители на краны. Это поможет
сократить потребление воды.
|