Но для их художественного
оформления не хватает средств
Елена ЩЕРБОВА
«Никопольская правда»
19 февраля в нашем
краеведческом музее открылась выставка картин из коллекции помещиков Нечаевых. Впервые
никопольчане могут увидеть большую часть этой знаменитой коллекции, благодаря
которой в Никополе и появился музей. Ни разу со времен переезда музея во
временное помещение их не доставали из запасников и не демонстрировали для
посетителей.
Кто же такие помещики Нечаевы и как эти русские дворяне
попали в Украину? На эти и другие вопросы мы решили найти ответы.
– Имение дворян Нечаевых находилось в селе Лукиевке
(Никопольский район), – рассказывает научный сотрудник краеведческого музея,
заведующая отделом истории запорожского казачества и новой истории Любовь
Варивода. – А появились они в Украине после того как Екатерина II разогнала казаков с
Запорожской сечи и раздала казацкие земли русским и украинским помещикам. У
историков есть данные, что три брата Нечаевы приехали из Тульской области, в
своё распоряжение они получили 23 тысячи десятин земли.
Лукиевка стала их родовым имением, но в основном они жили за
границей. К слову сказать, все Нечаевы были большими ценителями искусства
(живописи, скульптуры, красивой мебели, посуды). К примеру, в их доме был
только мейсенский (или саксонский) фарфор. Сервизы, вазы, скульптурные группы,
выполненные в стиле рококо, отличались пластичностью форм, изысканной росписью.
Мастера этого известного немецкого завода изготавливали посуду по заказу
богатых клиентов.
Один из Нечаевых решил разбить у себя в имении шикарный сад и,
чтобы всё было сделано красиво, привёз из-за границы книги о парковой скульптуре.
Мебель в имении была изготовлена в стиле Шарля Буля (Андре-Шарль
Буль - знаменитый французский мастер-мебельщик, живший в Париже в 17 веке). Некоторые
предметы такой мебели находятся в фондах нашего музея. Естественно, они
собирали и картины, причём местная живопись их не интересовала, а только
произведения западноевропейских мастеров. Каждый представитель Нечаевского рода
вносил свою лепту в формирование коллекции. К тому же, Нечаевы были ещё и
гурманами: кухарку отправили учиться кулинарному искусству в Париж!
В 1919 году в Никополе была установлена советская власть, и
создан совет рабочих и солдатских депутатов. Из Кубани в наш город прислали
профессионального революционера Ковалёва-Остроухова, который возглавил
никопольский исполком.
Он узнал, что в Лукиевке грабят помещичье имение, хозяин
которого, Глеб Васильевич Нечаев, гвардейский офицер, эмигрировал во Францию.
Местные крестьяне растаскивали даже то имущество, которое в крестьянском
хозяйстве было без надобности.
Был такой курьёзный случай. Один мужик «присмотрел» себе дорогое
и громоздкое трюмо, украшенное вензелями и позолотой. Когда крестьянин таки
дотащил его к себе домой, то смог пропихнуть его лишь в сени, так как входные
двери были слишком низкие. Ему ничего не оставалось, как оставить трюмо в
сенях. Туда зачем-то зашла корова, увидела в зеркале своё отражение, боднула его…
зеркало и разбилось.
Историки предполагают, что по крестьянским избам растащили много
помещичьего скарба. Так вот, получив сообщение о том, что крестьяне грабят
имение, Ковалёв-Остроухов создал реквизиционный отряд, который в марте 1919
года несколькими подводами направился в Лукиевку. Возглавил отряд никопольский
гимназист, 19-летний Сергей Евдокимов, который в последствии возглавил городской
отдел народного образования.
В имении находился управляющий Лев Штейн и ему оставили
список того, что изъяли из помещичьего дома. К сожалению, эта расписка не
сохранился и неизвестно был ли он вообще в фондах музея.
Привезли реквизированное имущество в Никополь и свалили в
каком-то неприспособленном помещении, куда сквозь дырявую крышу протекала талая
и дождевая вода. Чтобы определиться что же делать с коллекцией помещиков
Нечаевых пригласили местного художника Дмитрия Педенко. Рассмотрев привезенные
произведения искусства, он пришёл к выводу, что эту красоту нужно показать
людям и предложил создать в Никополе музей изящных искусств. Это было первое
название нашего краеведческого музея.
Педенко сам разработал План работы по устроению музея
изящных искусств в Никополе, его идею поддержали и назначили директором
созданного музея. Возглавив музей, Дмитрий Педенко дал строгий приказ
прекратить растаскивание Ничаевского имущества Дело в том, что работники
исполкома растащили по своим кабинетам 16 предметов мебели (шкаф из красного
дерева, стол из орехового дерева и др.). Также он добился, чтобы конфискованный
у купца Гусева дом (находится в старой части города по ул. Никитинской, уже 30
лет «на реставрации») – одно из самых красивых зданий того времени – отдали под
музей. Туда Дмитрий Педенко перевёз Нечаевскую коллекцию и вместе с двумя
никопольскими художниками-профессионалами – Михаилом Ющенко и Яковом Волошиным,
за полтора месяца подготовил экспозицию.
18 мая 1919 года состоялось торжественное открытие музея.
Что интересно, в это время как раз был разгар гражданской войны и Никополь как
прифронтовой город всё время переходил из рук в руки враждующих сил: то Деникин
его захватывал, то Врангель, то Махно, то свирепствовали банды атамана
Григорьева, атаманши Маруси Никифоровой и др. В общем, время было очень
тревожное, совсем, прямо скажем, не до открытие музея. И, тем не менее, музей
был открыт. Там были выставлены картины, гравюры, фарфоровая посуда, предметы
мебели. В местной газете «Известия советов рабочих и солдатских депутатов»
вышла статья, в которой было написано: «Никополь может гордиться таким
музеем!».
Во время Великой Отечественной войны никопольский музей
готовили к эвакуации в город Моздоку (Северная Осетия). Но, как и всё у нас
делается в последний момент, ящики с экспонатами грузили в вагоны в последний
день перед вступлением в Никополь немецких войск. Железнодорожный вокзал уже
бомбили, в один из вагонов с экспонатами попала бомба и музейные ценности
рассыпались по перрону. Но добру не дали пропасть никопольчане, они собрали кто
что мог и унесли, естественно, к себе домой. В восьми ящиках находилось казацкое
оружие, очень дорогое, украшенное серебром и золотом. Описи отправленных вещей
не осталось (а может быть её и не было вовсе), но факт остаётся фактом: из
эвакуации в Никополь ничего не вернулось. Вся эта коллекция казацкого оружия бесследно
пропала.
Часть Нечаевской коллекции осталась в музее и когда Никополь
оккупировали фашисты, они приспособили здание музея под госпиталь. Смотрителем
музея остался сотрудник отдела природоведения Николай Цегер. Самые ценные
экспонаты, не попавшие в эвакуацию, он спрятал за возведённой фальшивой стеной
в одном из залов. Кстати сказать, в нескольких оставшихся комнатах немцы
разрешили открыть музей. Приглянувшиеся фрицам музейные предметы, Николай Цегер
выдавал под расписку для пользования. Только благодаря ему, музей пережил
оккупацию с минимальными потерями.
– Я пришла работать в музей в 1976 году, – вспоминает Любовь
Варивода. – В начале 1977 года музей закрыли на реставрацию, и вот уже 35 лет он
находится в «подвешенном» состоянии. Ничего до сих пор не сделали, идут одни
разговоры, а между тем половины старого здания уже нет. Специалисты-строители
лет десять назад говорили о том, что здание много лет простояло без крыши и даже
если теперь отреставрировать, шансов выстоять у него нет.
В общем, пока суд да дело, в 1987 году нам предложили
«временно» переехать в бывшее здание казармы воинской части (после войны здесь
располагалась казарма танкового училища). Но предложили тогда, когда его уже
растащили: разобрали деревянные полы, поснимали батареи, рамы, двери… Осталась
«коробка» - одни стены.
Тогда директором музея была Светлана Пятигорец и нашему
небольшому женскому коллективу (директор и четыре научных сотрудника) дали
задание к началу учебного года открыть музей. Переехали мы в бывшую казарму
летом, и за полтора месяца к 1 сентября выполнить это задание было практически
невозможно. Но мы работали здесь почти круглые сутки, старались сделать всё,
что в наших силах и музей открыли. Это была небольшая выставка, и реакция на
неё оказалась соответствующая: по городу поползли слухи о том, что музей
«разокрали». Стыдно было на улицу выходить, нам приписывали «все грехи».
Возглавлять музей никто не хотел. Но потом к нам директором был назначен
залуженный работник культуры, морской офицер Константин Швыдко. Он был
человеком приезжим и не знал, за что берётся, хотя положение у музея тогда было
очень плачевное. У Константина Швыдко хватило сил, энергии и выдержки наладить
работу и постепенно мы начали строить экспозицию.
Надо сказать, что половина успеха музея зависит от
художественного оформления, но так как мы здесь находились «временно» (более 20
лет!), то на это самое художественное оформление нам денег не выделяли. Поэтому
наш музей так и выглядел: местечковый, провинциальный… Хотя экспонаты, особенно
по казацкой тематике, у нас очень хорошие. Чего стоит только икона-ставротека
войска Запорожского!, – закончила свой рассказ Любовь Варивода.
Но этим бы ценным экспонатам (сейчас наш краеведческий музей
насчитывает более 40 тысяч экспонатов) да достойное художественное оформление!
Но увы и ах! И неизвестно как дальше сложиться судьба музея.
Правда, музей «всем бедам назло» работает и развивается. Постепенно
делают ремонт залов, зал новой истории стал уже четвертым, который приобрел
новый современный вид, сделали центральный вход. Каждый месяц тут устраивают
художественные выставки, тем более, что раньше в Никополе не было выставочного
зала. Но даже с его открытием многие художники хотят выставлять свои картины именно
в музее, потому что он находится в центре города. Музею тоже выгодно такое
сотрудничество: если выставка интересная, посещаемость сразу же возрастает.
Открывшаяся здесь 19 февраля выставка части нечаевской
коллекции расположилась в зале современной истории и продлится всего лишь
неделю. Холодные цвета стен и освещение дают возможность хорошо рассмотреть
полотна. Ещё бы добавить сюда индивидуальное освещение к каждому экспонату и
получился бы прекрасный выставочный зал. В экспозиции представлено 16 картин,
но большая часть из них без рам (для того, чтобы их сделать нужны немалые
средства). Они принадлежат кисти малоизвестных западноевропейских художников.
Сначала картины были тусклые, тёмные, их отправляли на реставрацию в Киев. Но почему-то
провели её не совсем удачно: старинные полотна покрыли лаком и теперь они
больше похожи на лубочные картинки. Тем не менее, «Путешествующие музыканты»
Луки Тромбета, «Иоким и Анна с Богородицей», «Букет цветов в позолоченной
вазе», «Домашние птицы и животные», «Играющий пастух» (XVIII в.) кисти неизвестных художников, «Пейзаж
с античными руинами» Якопо Тинторетто и др. есть в экспозиции и картина «Стадо
коров»: есть предположение, что её написал известный французский художник Жан
Батист Камиль Коро. Но точно ответить на этот вопрос смогли бы специалисты в
области искусствоведения.
Цель этой поистине уникальной выставки – привлечь внимание
представителей местной власти к проблемам музея. Тем более, что скоро ему
исполнится сто лет, так что готовится к этому славному юбилею нужно уже сейчас.
Действительно, такие картины заслуживают достойного оформления, для этого нужно
выделить средства. И почему бы не сделать такой прекрасный подарок
никопольчанам?
|