Городская
власть сделает все учреждения и организации доступными для людей с
ограниченными физическими возможностями
Наталья ШЕВЧЕНКО
«Никопольская правда»
Если
сегодня изучить социально-торговую инфраструктуру города, становится понятным,
что недоступных для инвалидов объектов на карте города, увы, подавляющее
большинство. Дороги и общественные учреждения Никополя, к сожалению, не приспособлены к потребностям
маломобильных группы населения, а посещение музеев и библиотек остается для
инвалидов лишь мечтой. Если говорить о
реалиях в нашем городе (и не только), то сегодня имеет место ситуация,
создающая полосу препятствий для удовлетворения жизненно-необходимых
потребностей инвалидов и других, ограниченных в физических возможностях
граждан. Как дать возможность этим людям не чувствовать себя забытыми и
обделенными вниманием общества? Вопрос чрезвычайно сложный, но требующий
решения…
На прошлой неделе во вторник состоялось заседание комитета
по доступности людей с ограниченными физическими возможностями к инженерной,
транспортной, социальной и информационной инфраструктурам в Никополе. Докладчиком по данному вопросу выступил
руководитель никопольской спортивно-оздоровительной организации инвалидов
«Аква» Антон Серов, который остановился на необходимости реализации программы
«Безбарьерная среда и универсальный дизайн», которая должна была привлечь
внимание власти и руководителей заведений всех форм хозяйствования к проблемам
инвалидов. Прозвучавшая информация заставила глубоко задуматься над
существующей проблемой.
Термин «безбарьерная среда» обычно употребляется при
упоминании о людях с ограниченными физическими возможностями, использующих
инвалидные коляски. Он подразумевает наличие пандусов, достаточно широких
дверей и других элементов, позволяющих им комфортно достигать цели. При этом
следует помнить что, инвалиды относятся к наиболее социально незащищенной
категорий населения.
Слово инвалид, зачастую, здоровыми людьми трактуется как «не
такой, как все». И действительно, эти люди могут преодолевать такие трудности,
которые обычному человеку не под силу. Они умудряются в самых сложных жизненных
ситуациях не только выживать и жить, но и радоваться жизни. И при этом активно
занимаются творчеством, спортом, научной, а если удается, то и общественной
деятельностью. Но, тем не мене, большинство из них ограничены физически и ведут
пассивный образ жизни. Родители скрывают своих деток-инвалидов. Взрослым тоже
не всегда хочется показывать свои физические недостатки. Одна из основных трудностей
для таких людей - это недоступность городской среды. В череде серьезных
проблем: недоступность транспорта, библиотек, музеев, спортивных секций. Да что
там говорить! Даже больницы и магазины для многих людей с ограниченными
физическими возможностями ограждены барьерами привычных ступенек. Все они
получают ежедневный стресс, пытаясь забраться в городской транспорт или занести
коляску в подъезд. Большинство магазинов
и торговых центров имеют препятствия при входе. Та же проблема с аптеками и
банками. Самостоятельно инвалид не
сможет попасть в здание прокуратуры, в паспортный стол. Защитить свои права в
суде тоже не получится без посторонней помощи. Имеет место эдакая невольная,
незапланированная дискриминация инвалидов. Поэтому, важное значение в этом
контексте приобретает система мер, ориентированных на обеспечение доступности
инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной и
инженерно-транспортной инфраструктуры.
Как уточнил в своем докладе Антон Серов,
инвалиды-колясочники и инвалиды по зрению – это только часть населения,
которому наличие безбарьерной среды обеспечить свободный доступ в больницы,
магазины, учреждения и другие социально-значимые объекты. Антон Серов заострил
вниманием присутствующих на том, что к людям с ограниченными возможностями
относятся также временно нетрудоспособные, пешеходы с детскими колясками,
беременные женщины, пожилые люди и дети, мобильность которых и координация
движений ограничены возрастными особенностями. Таким образом, к маломобильным
группам относится, чуть ли, не треть населения страны.
К сожалению, в нашей реальной жизни при проектировании
зданий и социальных объектов крайне редко выполняются требования, утвержденные
законом, касающиеся строительства пандусов. Заказчики проектов утверждают, что
возведение пандусов делают проекты дороже, да и не всегда прилегающая
территория строящегося объекта позволяет развернуться полету фантазии по поводу
пандусов. Тем не менее, слайды, которые были продемонстрированы в зале заседаний,
красноречиво опровергали аргументы заказчиков проектов. Фото были привезены из
стран Европы, где архитекторы, проектировщики и дизайнеры находят выход
посредством ландшафтного дизайна. Такие проекты с пандусами компакты и, более
того, пандусы становятся красочным элементом архитектурного ансамбля любого
социального объекта или учреждения. А насчет стоимости, то по подсчетам, цена
проекта с учетом приспособлений для инвалидов и других маломобильных групп
населения возрастает на пару-тройку процентов. Так что пандус – это не
монументальный проект. Это недорогая необходимость, закрепленная Законом,
которая позволит решить проблемы инвалидов, стариков, детей и беременных
женщин. Это подтвердили и специалисты городского управления архитектуры и градостроительства.
А еще, наконец, наша страна в целом и Никополь в частности при соблюдении всех
норм безбарьерной среды подтвердит выполнение международной конвенции,
участником которой стала Украина, подписав этот документ еще в 2009 году. В
конвенции говорится, что дискриминация в отношении любого лица по признаку
инвалидности - это ущемление достоинства и ценности, присущих человеческой
личности.
Еще один вопрос, который был поднят на заседании комитета по
доступности – это общественные туалеты. Эта проблема животрепещущая для города
на протяжении многих, мучительно долгих лет. Когда естественная потребность
приходит и «давит на мозги», то в группу риска «малоподвижности» может попасть
каждый совершенно здоровый горожанин. Строительство общественных отхожих мест
крайне необходимы городу, и, опять же, строить их должны с учетом физических
потребностей маломобильных групп населения. В той же Европе, помимо значков «м»
и «ж», на туалетных дверях есть еще и значок человека в инвалидной коляске.
Никто на заседании комитета не позволил себе говорить о том,
что поднятые вопросы – несущественны. Итогом обсуждения стало решения внести в
бюджетный план города строительство новых, реконструкция старых и неудобных
пандусов, а также строительство туалетов. Прятать под сукно это вопрос нет
смысла. Социологические данные «наступают на пятки». Ведь на сегодняшний день в
городе зарегистрировано 7 тысяч инвалидов. За пять последних лет их стало на
7,7% больше. На начало года 1-ю группу инвалидности имеют 796 человек, 2-ю –
2483, 3-ю – 3239, детей инвалидов - 473.
|