Социальная помощь для
тех, кому плохо
Елена ЩЕРБОВА
«Никопольская правда»
Наверняка, вам
случалось делиться своими личными проблемами с попутчиком в дороге, зная, что
вы никогда больше не увидите этого человека. Поговорили, разошлись, и вроде бы
полегчало. Потребность выговориться время от времени возникает у каждого. А
способы используются разные. Кто-то звонит друзьям, кто-то общается с соседями
в поездах и самолетах, а некоторые ведут дневники, изливая на их страницы свои
проблемы и переживания. Однако легче всего нас вызывает на откровенность именно
незнакомый человек. Ведь с ним порой можно побеседовать на темы, закрытые для
разговора с близкими и знакомыми людьми. Эта особенность не осталась
незамеченной психологами и на её основе были созданы службы, известные нам, как
телефоны доверия. Правда, работают в них не обычные люди, а специалисты,
способные не только выслушать, но и предложить конкретное решение проблемы.
Телефон доверия, по сути, выполняет функцию, известную в
психологии, как «лечение разговором». Это та же беседа с психоаналитиком,
только находящимся не рядом, а на другом конце трубки. Телефон доверия обрёл
популярность ещё и потому, что он, пожалуй, лучше других способов
психологической помощи имитирует разговор «с самим собой».
Первые телефоны доверия появились в США в начале прошлого
века. Весной 1906 г.
в Нью-Йорке протестантского священника Гарри Уоррена разбудил звонок. «Умоляю о
встрече, у меня безвыходная ситуация» – услышал он из телефонной трубки и
ответил: «Завтра церковь открыта с утра». Наутро святой отец узнал, что
звонивший повесился. Потрясенный случившимся, священник дал объявление в
газете: «Перед тем как уйти из жизни, звоните мне в любое время суток».
В 1958 (по другим данным в 1952) году в Лондоне заработал
первый телефон доверия. Его основатель, англиканский священник Чад Вара,
прочитал в газете о росте количества самоубийств и подумал, что этим людям не с
кем было поговорить и поэтому они решились на такой отчаянный шаг. Тогда он дал
объявление в газету с номером своего телефона и приглашением поговорить. Вскоре
его телефон раскалился от огромного количества звонков. С тех пор телефоны
доверия успешно работают во всем мире, поддерживая людей в различных трудностях
и сложных ситуациях.
Консультирование по телефону доверия строится на нескольких
важных базовых принципах:
- анонимность абонента и консультанта: ни тот, ни другой не
обязаны называть себя, передавать свои личные данные; у консультанта часто
бывает псевдоним, абонент может назваться любым именем, или вообще не сообщать
его, телефонный номер абонента не фиксируется – все это увеличивает
безопасность как для абонента, так и для консультанта;
- конфиденциальность: содержание беседы не записывается и не
передается третьей стороне; может собираться лишь статистическая информация о
звонке: категория проблемы, возраст абонента (если он его сообщил), его
социальное положение;
- толерантность: взгляды, которые высказывает абонент, не
осуждаются и не критикуются; это позволяет создать комфортные условия для
разговора и эффективной работы с проблемой;
- управление разговором: абонент может в любой момент
прервать разговор, то же может сделать и консультант при определенных условиях.
Сегодня телефоны служб доверия есть практически в каждом
городе. Но они не всегда известны его жителям. В Никополе телефон доверия существует
более года и работает там консультант экстренной психологической помощи Елена (псевдоним).
Главная её задача – это помочь человеку, оказавшемуся в тупиковой жизненной
ситуации, выйти из неё.
Нам стало интересно, с какими проблемами сталкивается
консультант телефона доверия в своей работе? И мы попросили об этом рассказать
Елену.
- По образованию я практический психолог и до работы
консультантом телефона доверия уже имела определённый опыт работы психологом.
- Почему вы выбрали работу консультанта телефона доверия?
- Честно говоря, всё получилось спонтанно. Я шла по улице,
увидела рекламу телефона доверия и поймала себя на мысли, что хотела бы там поработать.
Дело в том, что этот вид работы на сегодня очень актуален. Я считаю, что от
моей работы очень большая польза, так как люди могут получить психологическую консультацию,
не выходя из дома. Поднял трубку телефона, набрал номер и тебя выслушают,
помогут советом. Во-первых, это помогает человеку преодолеть психологический барьер,
потому что всегда легче разговаривать с незнакомцем, а во-вторых, и что не
маловажно, это бесплатно, хотя получасовая консультация у психолога сейчас стоит
50 грн.
- Вы оказываете экстренную психологическую помощь, а есть у вас постоянные
клиенты?
- Есть. Они звонят на протяжении года.
- Им просто не с кем поговорить?
- Есть и такие, кто звонит «просто поговорить».
- К вам часто обращаются за помощью?
- Максимум человек пять в день, но бывают дни, правда,
редко, когда нет ни одного звонка.
- От чего это зависит?
- От времени года, социального и политического положения в
стране. К примеру, во время выборов или в начале отопительного сезона звонков
на телефон доверия становится больше.
- Почему?!
- Был такой случай. Звонит мужчина и говорит «Девушка, у
меня батареи холодные!» Я пытаюсь объяснить, что он попал явно не по адресу, но
потом поняла, что человека нужно успокоить. Мы с ним пообщались, он положил
трубку, но через 15 минут перезвонил мне: «Девушка, спасибо, батареи тёплые!».
Весной начинаются «обострения» у подростков, причём как у парней, так и у
девушек.
- Что-то вроде «он (она) меня не любит, как теперь дальше жить, пойду
заниматься суицидом»…
- Знаете, за 2010 год было всего четыре звонка, когда люди
говорили о суициде, но это были люди в возрасте от 30 до 45 (трое из них
мужчины и одна женщина). Это так называемый «кризис среднего возраста», когда
человек должен был уже достичь определённого уровня, а он ещё не женился (или не
вышла замуж), нет семьи, нет работы, т.е. нет смысла жизни. Эти люди не
реализовались в жизни.
- Как нужно разговаривать с человеком, решившим свести счёты с жизнью?
- Общих рекомендаций нет. Когда человек говорит: «я устал так
жить», нельзя бояться задать вопрос: «вы хотите покончить жизнь
самоубийством?». Этим вопросом человека не подтолкнёшь к суициду, наоборот
можно узнать готов ли он это сделать и, исходя из ответа, выбрать нужную
тактику общения. Но каждый раз, когда возникает подобная ситуация, я стараюсь
убедить человека в том, что если ты пришёл в этот мир, значит это кому-нибудь
нужно.
Кстати, чувство одиночества обостряется под Новый год и Рождество.
Осенью происходят обострения психического характера и тогда мы можем вмешаться
в личное пространство клиента (по его желанию) и сообщить родственникам об
этом, ведь таким людям нужно лечиться в определённых условиях и другими
методами. Я не могу здесь помочь, потому что я психолог, а не психиатр.
- А если вы не можете помочь человеку?
- В такие моменты начинается «профессиональное сгорание». С
одной стороны, ты не должен принимать близко к сердцу чужие проблемы, но с
другой - я тоже человек и бывает очень тяжело.
– Телефон доверия – это телефон для тех, кому плохо. С вами щедро
делятся негативом. Как вы себя чувствуете после этого, и не мешает ли вам это
жить нормальной полноценной жизнью?
- Одно из профессиональных качеств психолога – это
испытывать энпатию к клиенту, т.е. нужно сопереживать ему, но не «проживать»
его проблемы. Умение сопереживать – это значит понять его, принять, но не
жалеть и не впускать внутрь его проблемы.
- У вас это получается?
- Ну, годы упорных тренировок не прошли для меня бесследно.
Если вначале карьеры, после каждого рабочего дня я совсем расклеивалась, то
сейчас беру себя в руки и у меня получается оставить всё в четырёх стенах
рабочего кабинета, выйти на улицу, вздохнуть полной грудью и радоваться жизни.
- Так с какими же проблема к вам обращаются подростки?
- У них, как правило, несчастная любовь, проблемы во взаимоотношениях
с противоположным полом, друзьями и подругами, обострение чувства одиночества.
Очень часто подросток тяжело переживает измену подруги (друга).
- Ну, измену в любом возрасте, наверное, тяжело переживают. Что вы можете
посоветовать в подобных случаях?
- Вначале мы разбираем случившееся, ведь часто бывает, что юношеский
максимализм не способствует решению проблемы. Нужно уметь выслушать друг друга
и найти компромисс. При этом подростку нельзя показать, что это элементарные
вещи, потому что для них это глобальные проблемы.
- Кто к вам чаще всего обращается за помощью?
- За время работы нашего телефона доверия (с 17 августа 2009
года) к нам поступило 450 звонков, при чём чаще звонят женщины, но и мужчины не
отстают (60% и 40%). Причём проблемы мужчин чаще всего связаны со всяческими
зависимостями (от алкогольной до игровой), очень сильно из колеи их выбивает измена
любимой женщины, развод. А вот женщин больше интересуют проблемы воспитания
детей. По поводу измены и развода женщины переживают не меньше, чем мужчин, но
они, как правило, быстрее справляются с эмоциональным кризисом.
А вот вопрос построений отношений в коллективе стоит для
женщин достаточно остро. Недавно был звонок: звонила 24-летняя девушка. Она
пришла работать в сферу торговли, а отношения в коллективе не складываются.
Когда мы начали разбираться, то выяснилось, что проблема заключается в самой
девушке. Она сама продемонстрировала сотрудникам, что не нуждается в их
общении, а потом обиделась на его отсутствие. Обычно такой манерой поведения
«страдают» малообщительные, замкнутые люди, с заниженной самооценкой. Они
выстраивают такую модель поведения, что их не принимает коллектив, а винят в
этом всех окружающих.
- Наличие любой проблемы кроется, прежде всего, в самом человеке.
- Да, но люди редко об этом задумываются.
- Как муж относится к вашей работе?
- Ему тоже нравится психология. Иногда друзья шутят, что два
психолога в семье – это сложно, но с другой стороны интересно, потому что мы
можем всегда найти выход из любой ситуации.
- Как вы думаете, ваши советы часто помогает людям?
- Помогают. Часто люди, решив свою проблему, перезванивают
мне и рассказывают об этом. А всем клиентам в конце разговора я говорю: «Счастливо,
звоните!» И те, кто не перезвонил, я надеюсь, смогли преодолеть жизненные
трудности.
Номер телефона доверия: 21-000, с понедельника по
пятницу с 12.00 до 20.00. Звоните, если вам нужна экстренная психологическая
помощь.
|