Пригородный транспорт несёт убытки из-за перевозки льготников
Елена ЩЕРБОВА
«Никопольская правда»
Пригородные перевозки
несут значительные убытки. За шесть месяцев текущего года убытки по «Укрзалізниці» составили
1,6 миллиардов гривен! А компенсация государства за льготные перевозки
составляет всего 37% от необходимой суммы. Только Никополь за прошлый год
задолжал железной дороге в качестве компенсации за проезд граждан льготных
категорий один миллион гривен. Тем не менее, в среднем каждые сутки электрички со
станции Никополь везут две тысячи пассажиров, из них 1200-1300 – льготники. Это
летом, а зимой поток пассажиров уменьшается до 1200-1400 человек, но количество
льготников всё равно составляет 60-65%.
Подобная ситуация уже давно никого не удивляет, а все железнодорожники
смирились с этим как с неизбежностью. Однако этот «тяжёлый пассажирский груз» висит
камнем на шее «Укрзалізниці», не позволяя решать насущные
проблемы, а их у железнодорожников масса. Глобальные вопросы накапливались не
один год, и их решение откладывали, как говорится, до лучших времён. Сейчас
оттягивать решение проблем не получится, ведь если не изменить ситуацию
кардинально к лучшему, то уже в обозримом будущем «Укрзалізниця» не сможет нормально функционировать.
Излишняя расточительность и нерасторопность мешает активно
развиваться отрасли, считает генеральный директор «Укрзалізниці» Владимир Козак. Он поручил руководителям дорог по каждой области просчитать
прогнозируемые затраты на пригородные поезда и их ремонт в 2012 году. Далее
полученные цифры будут озвучены губернаторам областей, и уже совместно с ними
начальники дорог будут решать вопрос, на какое направление и сколько пустить
электричек, а также – сколько область будет готова компенсировать дорогам за
льготные перевозки. Это должен быть госзаказ на убыточные пригородные
перевозки.
– Ситуация будет изучена очень внимательно, – комментирует
начальник железнодорожной станции Никополь Антонина Гавриленко, – ведь у нас к
некоторым населённым пунктам отправляется и автобусов достаточное количество, и
ещё полупустые электрички вслед за ними идут, а к другим населённым пунктам и
автобусного сообщения нет, и пригородных поездов не хватает.
– Когда же нам ждать изменений в графиках движения электричек?
– Думаю, до конца года окончательное решение будет принято.
– А пока всё останется как есть?
– Пока да, но по некоторым направлениям (Криворожскому, Пятихатскому
и др.) пригородные поезда уберут. На нашем направлении из двух утренних электричек
«Никополь-Запорожье 2», которые отправляются в 4.16 и 6.10 останется одна (сейчас
просчитывается какая из них более рентабельна), а может быть, сделают среднее
время отправления между 4 и 6 утра.
– Чтобы поднять рентабельность, может нужно повысить тариф?
– Пока об увеличении тарифа речь не идёт. Если поднять
тариф, то он сравняется с платой за проезд в автобусах и количество пассажиров
электричек вовсе сократится.
Пассажирские перевозки менее убыточны, но всё же. К концу года
на станциях, где пассажиров мало, поезда как дальнего, так и пригородного
сообщения останавливаться не будут. Касс на перегоночных пунктах тоже не будет
(их и так почти не осталось) и пассажиров в электропоездах будут обилечивать проводники-кассиры.
Что касается поездов дальнего следования, то Владимир Козак
поставил перед руководителями дорог задачу уже в первой декаде августа
рассмотреть проект графика на 2012 и 2013 годы и учесть все необходимые
требования: проанализировать и оптимизировать количество остановок, составность
поездов и их загрузку, максимально переходить на дневные поезда и уменьшать
простой в пунктах оборота пассажирских поездов до 2-3 часов. Также должен быть
осуществлён полный переход на новую технологию продажи мест в поездах и управления
пассажирским парком.
|