Статистика |
|
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 | |
|
Главная » 2009 » Ноябрь » 27 » ТРИ ЭПОХИ 13-й ШКОЛЫ
13:12 ТРИ ЭПОХИ 13-й ШКОЛЫ |
Одна из лучших школ города отмечает в эти дни 60-летие
Это было недавно, это было давно... В 1949 году в нашем
городе на месте кукурузного поля было построена новая большая школа. Это было
событие особой важности, потому что эта школа станет впоследствии для
нескольких тысяч детей родной, любимой, единственной колыбелью, с которого и
начинается жизнь - богатая событиями, многогранная и интересная как для детей,
так и для учителей. Жизнь, сопряженная с овладением всесторонними знаниями, расширением
кругозора, постоянным интеллектуальным ростом каждого, кто учит и учится.
Так сложилось, что за 60 лет существования её возглавляли
только три директора, причём каждый из них работал приблизительно по 20 лет.
Это Федосья Лавренова, Людмила Овчинникова и Рита Горбачёва. С каждой из них связана целая отдельная эпоха
жизни школы.
Прямо скажем, тринадцатой школе везло с директорами. Все они
- умелые мастера учебно-воспитательной работы и прекрасные организаторы
ученического и педагогического коллектива.
В 1949 году школу возглавила Федосья Власовна Лавренова,
которой, к сожалению, с нами уже нет. Она старалась в каждом своём ученике
найти как можно больше хорошего, от всей души радовалась маленьким успехам
своих воспитанников, искренне и одинаково горячо любила всех. Педагоги школы
уже тогда стремились подготовить своих питомцев к отношениям, выстроенных на
дружбе и товариществе, на уважении всего подлинно человеческого и гуманного в
каждой личности.
Это были тяжелые послевоенные годы. Вот как вспоминает школу
выпускник 1949 года Борис Сохач (воспоминания хранятся в школьном архиве):
«Начались осенние холода и слякоть. Посещаемость занятий в школе сильно
ухудшилась. А объяснялось это тем, что с питанием не густо было, да и некоторым
детям просто не во что было одеться и обуться. И решили комсомольцы школы
обратиться к директору Южнотрубного завода, чтобы он помог детям, отцы которых
погибли в годы Великой Отечественной войны. Я как секретарь комсомольской
организации и Анатолий Литвак (председатель ученического совета),
помнится, пришли тогда в приемную
директора, но нас к нему не пускали. Но как раз в это время директор вышла из
кабинета, увидел нас и поинтересовался: зачем, мол, мы пожаловали. Узнав о цели
нашего визита, она спросила, сколько в школе детей, нуждающихся в помощи,
быстро что-то черкнула на бумажке и передала ее своему помощнику. А через
несколько дней в школу привезли детские ботинки и пальто. Эти вещи кучей были
сложены в кабинете директора, когда нас вызвали для объяснения наших несогласованных
с руководством школы действий. Тем не менее, все были рады успеху нашей затеи».
В 1971 году первого директора школы сменила Людмила
Даниловна Овчинникова. Перед школой возникла новая, небывалой сложности задача
- давать среднее образование всему молодому поколению, воспитывая их активными
гражданами. Все годы педагогического труда
Людмилы Даниловны были наполненными поисками и раздумьями. Она старалась
с максимально возможной полнотой использовать предшествующий накопленный опыт
развития школы и педагогической мысли. Много внимания Овчинникова уделяла
вопросам формирования педагогического коллектива, достижения каждым учителем
высокого уровня педагогического мастерства. Школа давала своим ученикам не
только знания, формировала стойкий характер, закаляла силу и волю. Сколько
сил, вдохновения и таланта отдала
Людмила Даниловна, чтобы воспитать настоящих тружеников! Поэтому и не забывают
своего директора её бывшие ученики и коллеги и желают ей ещё долгого здравствования.
Это время тоже было очень непростым… «Холодная» война и
гонка вооружений, потом - война в Афганистане и перестройка - все это влияло на
развитие не только станы, но и школы. В эти годы у школьников и учителей были
весьма обострены и развиты патриотические чувства, понимание интернационального
долга, непримиримость с политикой противников СССР на мировой арене. Да, теперь
историческую и идеологическую составляющую эпохи можно переосмысливать, но это
не умаляет тогдашнего уровня сознательности и сплоченности.
- Мы искренне верим, что вносим свой вклад в дело борьбы за
мир во всем мире, - пишет в своих воспоминаниях Людмила Овчинникова. – С каким
интересом проходили уроки мира, марши мира и митинги против агрессии! А сегодня
мы молча равнодушно наблюдаем, как мощный агрессор НАТО бомбит маленькую
Югославию…»
Кроме того, в эти годы школа была ориентирована на
подготовку квалифицированных трудовых кадров. Ученики в школьной мастерской
выполняли заказы по изготовлению деталей для промышленных предприятий. А
уровень требований к педагогам был настолько высок, что устроиться в 13-ю школу
считалось большой удачей.
В 1972 году в СШ №13 начала работать учителем истории Рита
Григорьевна Горбачёва, а в 1989 году педагогический коллектив избрал её
директором школы. Учитель от природы, талантливая, энергичная, влюблённая в
своё дело, она сразу завоевала авторитет в школьном коллективе. Бережно собирая
драгоценные россыпи педагогического опыта, директор стремится, чтобы школу
любили и ценили в микрорайоне, чтобы она оставалась одной из лучших в городе. Для
Риты Григорьевны важны партнёрские идеи сотрудничества и «сотворчества» между
детьми и педагогами. Она живёт настоящей педагогической жизнью и тем самым
обретает своё профессиональное счастье. В своем деле она - оптимист, потому что
твёрдо верит в преобразующую силу воспитания и обучения. Горбачева всегда
находится в постоянном творчестве, непрекращающемся поиске. Благодаря стараниям
директора СШ №13 ещё с 1992 года в школе введено дифференцированное, а потом и
профильное обучение. Это дало возможность учить всех и каждого на уровне его
способностей. В школе действует программа для особо одаренных детей.
Внимание к каждой индивидуальности, забота о каждой
личности, чуткое, вдумчивое отношение к достоинствам и недостаткам каждого
ребёнка и члена педагогического коллектива – девиз работы нашего директора.
И снова – непростой
период в нашей истории и жизни страны: становление независимой Украины.
Опять - тяжелейшие испытания, связанные с разрухой в государстве и
многочисленными кризисами. Но Рита Горбачева не только директор, но и историк.
Она не просто преподает свой предмет, а учит извлекать опыт из уроков истории,
учит думать и делать выводы. Наверное, поэтому ее ученики – люди мыслящие,
которым ни один современный политик уже не сможет «навешать на уши никакой
лапши».
Рита Григорьевна – не просто историк, а учитель-методист
высшей категории с чуткой гражданской позицией, широким кругозором, способный
мыслить масштабно, по-государственному, обострённо-совестливо воспринимать все
события в стране и мире, и лично отвечать за происходящее... Ей свойственно
сердцем понимать и чувствовать радость и невзгоды другого, откликаться на его
призыв о помощи.
И учиться, и работать в тринадцатой школе по-прежнему - престижно. Мы счастливы, что являемся
выпускниками и учителями этой школы. Уверены, что хорошим учителем можно стать
уже после нескольких лет работы в
коллективе СШ №13. Талант и призвание - вот условия, которые способны школьного
учителя превратить в подлинного
"учителя жизни" для его питомцев. Конечно, трудно быть одновременно и
уравновешенным, и строгим, и уступчивым,
и требовательным, и жизнерадостным, и... Трудно – но можно. Особенно в
тринадцатой – школе, которой выпал, без сомнения, счастливый номер.
|
Просмотров: 1731 |
Добавил: Roves
| Рейтинг: 4.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|